О нас
Директор по развитию Кочетова Л.Б.

Лилия Кочетова, директору по развитию ООО «АЛЕЕ СОФТВЕР»

Из досье. Окончила СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по специальности «инженер-системотехник», кафедра АПУ. После окончания университета в самом начале «лихих 90-х» пробовала себя в роли продавца, маклера, программиста. В 1996 году начала работать в американской компании в качестве менеджера проектов и через несколько месяцев стала менеджером игры Warcraft3 для корпорации Blizzard. Затем пришло время компаний «АЛЕЕ СОФТВЕР»  и «Нормдокс», где реализовала себя в разных ипостасях: основателя, графического  дизайнера, руководителя отдела разработки, технического и коммерческого  директора, директор по развитию. Ранее параллельно преподавала на кафедре АПУ своей alma mater.

Лилия, у вас широкий и разнообразный профессиональный опыт. Как вы оцениваете кадровую ситуацию в вашей сфере? Ощутим ли дефицит? Каков уровень подготовки молодых сотрудников: достаточно ли вузовской подготовки или доучиваете на месте?

– B «ЛЭТИ» нас учили управлять большими и сложными техническими системами, что применимо и для других сложных систем, таких как организм, социум или компания. Думая о том, как получилось стать руководителем собственной компании (и не одной!), говорю «спасибо» вузу за теоретические знания, особенно в классической теории управления, компании Blizzard –  за основы менеджмента. Тогда я попробовала себя в роли руководителя и постигла азы менеджмента, руководила коллективом в 130 человек. Тогда и поняла, что мне нравится и чем хочется заниматься.

Кадровая ситуация в российском ИТ всегда была сложной: нехватка программистов, тестировщиков, не говоря уже про менеджеров проектов и бизнес-аналитиков. Дефицит кадров всегда был характерным признаком этой отрасли. Безусловно, за последние лет 15 вузы увеличили количество выпускников нашего направления, но скорость появления новых технологий, методологий и требований в ИТ настолько высока, что громоздкие и неповоротливые вузовские структуры не успевают меняться и адаптироваться. Именно поэтому многие ИТ-компании обучают и растят сотрудников сами, практикуя внутренние курсы и наставничество. И мы не исключение.

Почему в качестве ключевого выбрано направление автоматизации процессов систем менеджмента? Что потребитель ожидает от ПО для СМК (QMS) и комплаенса? Чем конкретно данные продукты могут быть полезны специалисту по качеству?

– Не мы не выбирали направление –  оно выбрало нас. К автоматизации процессов систем менеджмента качества мы пришли вместе с нашим старейшим клиентом -- Трубной металлургической компанией (ТМК). Мы давно убедились: лучший способ найти новое – быть внимательным к клиенту, понимать его «боль», его потребности и создавать решения, которые эти потребности закрывают. Так и родилась в 2016 году наша КИСМ (корпоративная информационная система менеджмента), которая оказалась нужна не только ТМК, но и многим другим предприятиям, особенно теперь, в пору движения к цифровому суверенитету. Со временем КИСМ претерпела ряд значительных преобразований в функционале и широте охвата: качество, экологический менеджмент, охрана труда, промышленная безопасность. КИСМ не только автоматизирует процессы отдельно взятых систем менеджмента, но и позволяет работать с интегрированной системой, с надзорными органами, с претензиями и др. Сейчас мы с гордостью можем сказать, что это решение одно из лучших и интенсивно развивающихся, и мы знаем, куда расти и в каких направлениях его модифицировать.

Как «АЛЕЕ СОФТВЕР» адаптируется к новым экономическим условиям: уход с рынка зарубежных компаний, импортозамещение? Какие возможности открывает перед российским разработчиком новая экономическая ситуация?

– В последние полгода увеличились запросы на замену иностранных QMS- и комплаенс-систем российским продуктом. Процесс показал, что российские методики и подходы к работе с системами менеджмента имеют преимущества. Так, наша КИСМ изначально ориентирована на отечественный рынок и учитывает в своем функционале его особенности. За рубежом такие системы существуют преимущественно в виде услуги предоставления готового ПО – SaaS (Software as a Service), в то время как в России предпочитают корпоративные решения с повышенными требованиями к безопасности.  

Уход с рынка зарубежных систем создает значительные проблемы для клиентов и огромные возможности для российских разработчиков, в первую очередь в сфере функционального развития продуктов. Иностранные системы, за которыми стоят корпорации-лидеры, бесспорно, имеют широкий охват, опыт использования, ресурсы. Они в течение десятилетий внедрялись в российских компаниях и настолько пронизали их структуру, что необходимая им модернизация представляла собой проблему. Пришло время перемен, обновления, оздоровления и роста рынка российского ПО. Будучи членом ассоциации российских разработчиков РУССОФТ, мы видим, какой огромный объем ПО необходимо заместить.

При должной государственной поддержке и устойчивости бизнеса клиентов у российских разработчиков просматриваются отличные перспективы. Открывшейся возможностью широко освоить рынок мы постараемся воспользоваться.

Интересы вашего бизнеса ИТ-сферой не ограничиваются. Но почему лошади?

– Вечная проблема айтишника – малоподвижный образ работы. Несмотря на то, что в офисе есть спортзал, тренажеры, площадка для спорта во дворе, активности не хватает. В 2015 году на спор села на лошадь, через год купила собственного коня, а в 2019 году стала руководить конным клубом. Занимаюсь выездкой.

Общение с лошадью приносит огромное удовольствие, психологически разгружает, позволяет физически окрепнуть и даже подкачаться. Взаимодействие с лошадью – это хороший тренинг по управлению: как заставить сильное животное весом 600–700 кг сотрудничать с вами? как подчинить и заставить двигаться в унисон? Нельзя наказать, невозможно купить за еду. Надо научиться быть лидером, и лошадь будет следовать за вами, уважать, доверять, чувствовать себя в безопасности рядом с вами.