О нас
Руководитель проектного отдела Романов Н.В.

Никита Романов, руководитель проектного отдела ООО «АЛЕЕ СОФТВЕР»

Из досье. Окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Параллельно с обучением был руководителем студенческой группы разработчиков, инженером проекта по Созданию системы управления электрооборудованием автомобилей. В рамках проекта были разработаны схемотехническая и программная части системы. По результатам работы написано несколько научных статей (индексация в SCOPUS, автор/соавтор статей). Принял участие в нескольких региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях с очными выступлениями. Карьера в компании от менеджера проектов до руководителя проектного отдела.

Никита, что можете посоветовать молодым специалистам, выбравшим карьеру менеджера проектов? 

Менеджер проектов в ИТ – это позиция на стыке ИТ и менеджмента, которая усложняется необходимостью понимать предметную область проекта. Для того, чтобы стать высококлассным специалистом и эффективно реализовывать сложные ИТ-проекты, менеджер должен не только иметь и развивать знания в управлении проектами и управленческие soft skills, но и глубоко погружаться в область, в проблемы проекта, а также хорошо ориентироваться в технических аспектах разработки ПО: технологиях, архитектурах информационных систем (ИС) и т.д. Все эти грани важны, и молодым специалистам ни в коем случае не стоит ограничиваться, например, знаниями по управлению проектами и техническими знаниями –  это только часть успеха. На практике не раз взаимодействовал с опытными менеджерами проектов некоторых компаний, которые умеют делать красивые диаграммы Ганта и презентации, имеют технический бэкграунд, однако не глубоко погружаются в предметную область проекта, и это существенно снижает успешность проекта и эффективность продукта, создаваемого или внедряемого в рамках проекта. 

Как вы строите работу с корпоративным заказчиком? Почему вопросам автоматизации процессов систем менеджмента стоит уделять столько внимания?

– Взаимодействие с корпоративными заказчиками в нашей компании можно охарактеризовать как высокопрофессиональный консалтинг. Начиная с первого запроса, когда предстоит понять потребности заказчика, переговорить с ним по телефону, составить электронное письмо или провести встречу, необходимо показать свою компетентность, глубокое понимание его проблем и готовность их решения. Поэтому все наше взаимодействие с клиентами пронизано пониманием вопросов и проблем, с которыми они обратились.

Поскольку мы специалисты не только в области внедрения систем и автоматизации процессов, но и в вопросах стандартизации и систем менеджмента, мы можем говорить с заказчиками на одном языке, вкладывать нужные знания и подходы в ИС, создавать качественные решения. Мы стремимся учитывать особенности процессов и структуры конкретного заказчика. Например, СМК, построенные на основе одних и тех же стандартов серии ISO 9000, могут существенно различаться в двух разных компаниях в части применяемых методик, подходов, процессов, данных, что накладывает отпечаток на ИС для цифровизации и автоматизации СМК.

Системы менеджмента предназначены в конечном итоге для того, чтобы повышать качество продукции и услуг, повышать удовлетворенность потребителей, делать труд людей безопасным и комфортным, заботиться об экологии, разумно использовать энергию и ресурсы. Если следовать канонам, которые диктуют стандарты ISO и другие, в том числе отраслевые стандарты в области систем менеджмента, для достижения этих целей требуется много различного рода активностей, мероприятий, особенно в крупных компаниях: проводить регулярные проверки/аудиты, фиксировать наблюдения, планировать по ним корректирующие мероприятия, отслеживать их исполнение и результативность, регулярно проводить мониторинг множества показателей различных процессов, работать с рисками и т.д. И вот когда система менеджмента внедрена реально, для достижения целей, а не для «галочки» или «бумажки», возникает большой объем данных, которые зачастую хранятся разрозненно на локальных компьютерах, сетевых дисках или даже на бумаге, недостаточно обрабатываются и анализируются, тем самым их ценность снижается. Возникает проблема контроля выполнения тысяч мероприятий и задач в области системы менеджмента. Поэтому автоматизация необходима для консолидации всех данных системы менеджмента, для своевременного и качественного выполнения мероприятий и задач, для всестороннего анализа данных, для оценки динамики. Все это основа для выводов, оценок и принятия управленческих решений.

Что разумнее: самостоятельная разработка решения компанией или приобретение готовых решений с доработкой под ее специфику?

- На первый взгляд может показаться, что разработка решения своими силами будет более выгодной, чем приобретение готового решения – по моему мнению, это заблуждение. На практике оказывается, что у профильных компаний, как наша, уже есть эксплуатируемое другими предприятиями и хорошо зарекомендовавшее себя решение высокой степени готовности, которое покрывает большинство требований заказчика. Приобрести и доработать такое ПО дешевле и быстрее, чем пытаться с нуля разработать что-то свое. Более того свое решение вряд ли будет таким же функциональным, не будет также интенсивно развиваться (если будет вообще), то есть будет менее эффективным, полезным и в конечном итоге менее выгодным. В сфере автоматизации процессов систем менеджмента и стандартизации это особенно выражено: для разработки решения своими силами необходимо привлечь достаточно большой круг специалистов разного профиля.

Расскажите, пожалуйста, о трендах в области автоматизации систем менеджмента.

– На зарубежных рынках большую популярность имеют облачные решения. На российском, как правило, предпочитают серверные решения, развернутые в своей ИТ-инфраструктуре. Причина – опасения по поводу безопасности хранения в облаке «чувствительных» данных предприятия, тем более на зарубежных серверах. Тем не менее сейчас ситуация меняется, и мы видим это направление перспективным. На сегодня практически нет российских облачных решений, узко заточенных под объекты и процессы систем менеджмента. Поэтому, на мой взгляд, одним из основных трендов в области автоматизации систем менеджмента на российском рынке является создание доступных широкому кругу организаций облачных решений.

Также сегодня актуален процессный подход к автоматизации и новый взгляд на хранение и работу с цифровыми данными. Зачастую российские компании пытаются автоматизировать процессы систем менеджмента, используя стандартные системы электронного документооборота, которые ориентированы на работу с традиционными документами, а не с цифровыми данными. Наше решение работает не только и не столько с документами, сколько с совокупностью цифровых данных и интерактивных объектов информационной системы. Это позволяет, например, автоматизировать работу с планом корректирующих действий по несоответствию, контроль и исполнение которого раньше производился вручную. Более точная работа с данными, получение нужных срезов информации, контроль исполнения задач приводят к более глубокой автоматизации процессов, разносторонней аналитике данных и более эффективному функционированию систем менеджмента.

Планирует ли компания разработку облачных решений в сфере автоматизации систем менеджмента и выход на международные рынки в будущем?

– Да, мы прорабатываем облачное решение. Наша КИСМ ориентирована на крупный и средний бизнес, может быть серьезно адаптирована под заказчика. При этом малый бизнес не может позволить себе внедрение такого решения, кроме того, для него глубокая автоматизация может быть просто нецелесообразной – избыточной. Поэтому мы планируем выпустить на рынок облегченную версию системы, которая будет доступна онлайн. Данное решение будет иметь ограниченную функциональность по сравнению с основным, но при этом будет выполнять основные функции по планированию и проведению аудитов, по фиксации и отработке наблюдений и другие задачи, актуальные для потребителей.

Мы уже работаем с заказчиками из стран ближнего зарубежья, куда уже успешно поставлены и где функционируют наши ИС. В долгосрочной перспективе мы, безусловно, хотели бы выйти и на глобальный мировой рынок.