
Автоматизация аудитов и наблюдений систем менеджмента с помощью информационных технологий позволяет повысить эффективность и качество процесса, уменьшить рутину и своевременно предоставлять руководству организации и другим стейкхолдерам (заинтересованным лицам) информацию для принятия правильных управленческих решений. В статье будут рассмотрены текущие проблемы компаний при проведении аудитов и сборе наблюдений систем менеджмента, а также собраны наиболее значимые пользовательские и функциональные требования для ПО автоматизации.
Предмет автоматизации
Аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для определения степени соответствия критериям аудита (ISO 19011:2018 / ГОСТ Р ИСО 19011-2021). Речь идет и о внутренних аудитах, называемых «аудитами первой стороны», проводятся обычно самой организацией, так и о внешних аудитах, так называемых «аудитах второй стороны» от потребителей и «аудитах третьей стороны», проводятся внешними независимыми аудиторскими организациями.
Цель аудита состоит в сборе объективных свидетельств, которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах (услугах) и др., что служит основой для улучшения системы менеджмента.
Процесс проведения аудита основан на соблюдении принципов, необходимых для получения объективных, достоверных и независимых заключений аудита:
a) Честность: основа профессионализма;
b) Беспристрастное представление: обязательство представлять правдивые и точные отчеты;
c) Должная профессиональная осмотрительность: прилежание и обдуманность решений при проведении аудита;
d) Конфиденциальность: защита информации;
e) Независимость: основа беспристрастности аудита и объективности заключений аудита;
f) Подход, основанный на свидетельстве, рациональный метод достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в систематическом процессе аудита;
g) Риск-ориентированный подход: подход, учитывающий риски и возможности.
Разумеется, поддержание этих принципов всегда будет на сотрудниках, ответственных за поддержание систем менеджмента в Компании. Тем не менее, есть несколько составляющих, в которых автоматизация могла бы помочь и облегчить деятельность этих сотрудников. Например, принцип независимости – аудитор не должен иметь обязательств по тем процессам, которые он аудирует и не должен находиться в прямом подчинении руководителя аудируемого подразделения – контроль за этим можно переложить на систему, она просто не позволит назначить на аудит подразделения того аудитора, который находится в этом подразделении.
Еще один принцип – подтверждение сделанных выводов по результату аудита различными свидетельствами. В ходе проведения аудита система позволит прикладывать к свидетельствам аудита различные документы, фотографии, видео и т.д., также есть возможность указать просмотренные в ходе аудита документы и записи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы при проведении аудитов, которые могли быть решены цифровизацией данных процессов.
Проблемы эффективности процессов СМ:
-
Процедуры планирования и проведения аудита разнятся от подразделения к подразделению и не стандартизированы на уровне Компании
Проблемы оперативности реагирования:
-
Длительные согласования по электронной почте или в бумажном виде не успевают за изменениями в окружающей среде Компании
-
Результаты проведения аудита доводятся до конечных исполнителей через почту / в бумажном виде
-
Зачастую согласование отчета об аудите затягивается ввиду включения в него анализа, КД и коррекции зафиксированных наблюдений
Проблемы планирования и Проблемы управления ресурсами:
-
Отслеживание доступных ресурсов производится на бумаге, нет инструмента оперативного ознакомления с текущей занятостью сотрудников на аудите
Проблемы контроля исполнительской дисциплины:
-
Отслеживание выполнения поставленных задач производится вручную
-
Отсутствует дополнительное автоматическое информирование о задачах и напоминания о необходимости их выполнения
Проблемы управления данными и проблемы аналитики:
-
Сбор разрозненных и хранящихся в разных местах данных для дальнейшей аналитики сильно затруднен
Проблемы оперативного реагирования – согласования планов, графиков, программ аудитов по электронной почте часто затягивается, замечания согласующих теряются, версии документов не контролируются, в результате, когда получается итоговый результат, он уже становится не актуальным. Еще одна немаловажная проблема – это проблема контроля исполнительской дисциплины – сейчас ответственному за программу аудитов приходится вручную отслеживать сроки и само выполнение мероприятий, относящихся к аудиту (в том числе, контролировать загрузку ресурсов), каким-то образом заставлять исполнителей, фиксировать нарушения выполнения заданий.
Сложности при сборе статистики и аналитики. Все данные хранятся в бумажном виде или в виде отдельных файлов, которые не являются структурированной информацией, а скорее являются разрозненной информацией, которую сложно собирать, сложно анализировать, на ее основе сложно делать выводы.
Автоматизация процессов по управлению систем менеджмента в целом, а также управление аудитами в частности должно решить указанные проблемы.
Пользовательские и функциональные требования к аудитам
Давайте рассмотрим, какие требования можно предъявлять к функциональным блокам Планирования и проведения Аудитов.
Формирование программы аудитов с возможностью указания периода действия программы.
-
Организация процесса формирования, согласования и утверждения программы аудитов с последующим отображением «твердой копии» (утвержденный и подписанный документ) посредством встроенного в Систему просмотрщика документов или с возможностью загрузки документа на локальный ПК пользователя для просмотра, с отображением интерактивной Программы аудитов в интерфейсе Системы.
-
Возможность быстрого перехода между утвержденной программой аудитов и аудитами, которые проводятся в рамках данной программы.
-
Формирование изменений к программе аудитов по аналогии с процессом формирования исходной программы.
-
В рамках согласования и утверждения программы у согласующих и утверждающего должна быть возможность добавления замечаний к каждому добавленному в программу аудиту. У разработчика программы должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено). По замечаниям, по которым не было достигнуто согласие между согласующими и разработчиком, должна быть возможность эскалации рассмотрения замечания на уполномоченное лицо.
Отображение аудитов в виде списка аудитов, в виде календаря аудитов, в виде диаграммы Ганта с интерфейсной подсветкой планируемых, проводящихся и завершенных аудитов, возможность настройки цветов подсветки.
Отдельной задачей стоит ведение базы аудиторов и их квалификации.
-
Возможность указания пройденных обучений аудитора с приложением сертификатов об обучении (как ограниченных по сроку действия, так и бессрочных).
-
Возможность указания доступной степени участия аудитора (руководитель группы по аудиту, аудитор, стажер, технический эксперт) в аудитах в зависимости от вида аудита (внутренний, корпоративный, внешний).
-
Возможность указания статуса аудитора (активен / не активен) для дальнейшей возможности или невозможности его привлечения для проведения аудитов.
-
Автоматическое формирование интерактивного списка аудитов, в которых аудитор принимал участие.
-
Представление интерактивного списка утвержденных реестров аудиторов, в которые включен данный аудитор.
-
Предоставление информации об аудиторах в интерфейсе Системы с возможностью поиска аудиторов по различным параметрам.
Формирование реестра аудиторов с возможностью указания периода действия реестра.
-
Организация процесса формирования, согласования и утверждения реестра аудиторов с последующим отображением «твердой копии» (утвержденный и подписанный документ) посредством встроенного в Систему просмотрщика документов или с возможностью загрузки документа на локальный ПК пользователя для просмотра, с отображением интерактивного реестра аудитов в интерфейсе Системы.
-
Формирование изменений к реестру аудиторов по аналогии с процессом формирования исходного реестра. При инициации процесса внесения изменений в реестр Система должна отобразить ответственному сотруднику, формирующему изменения к реестру, те изменения, которые произошли в базе аудиторов по сравнению с состоянием базы аудиторов на момент формирования предыдущей версии реестра, с учетом возможности добавления тех или иных аудиторов в текущее изменение к реестру.
-
В рамках согласования и утверждения реестра у согласующих и утверждающего должна быть возможность добавления замечаний к каждому добавленному в реестр аудитору. У разработчика реестра должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено).
Формирование критериев аудита на основе справочника стандартов, по которым проводятся аудиты.
-
Возможность изменения справочника стандартов (добавление новых стандартов, корректировка существующих, удаление существующих) без привлечения разработчика Системы.
-
Возможность указания внутренних документов, на соответствие требованиям которых будут проводиться аудиты.
-
Формирование как интегрированных критериев (объединяющих в себе требования нескольких стандартов), так и единичных критериев (т.е. содержащих в себе требование одного стандарта).
-
Организация связи между критерием и конкретным подразделением организационной структуры, а также одновременная привязка к нескольким подразделениям.
-
Создание обязательных и необязательных для аудита критериев.
Формирование опросников для аудитов. Организация связи между вопросами и критериями аудита, возможность указания нескольких вопросов для одного и того же критерия аудита.
Создание внеплановых аудитов (аудитов, которые не будут включены в Программу аудитов), автоматизация их жизненного цикла.
Планирование каждого конкретного аудита
-
Формирование группы аудиторов для аудита. В Системе должно быть запрещено привлечение на аудит аудиторов, работающих в аудируемых подразделениях.
-
Формирование и согласование плана проведения аудита в интерактивной форме. План аудита должен содержать:
-
критерии аудита (обязательные критерии должны добавляться в план автоматически без возможности их удаления из плана);
-
ответственных аудиторов, назначенных для проверки соответствующих критериев;
-
вопросы опросника для проведения аудита, связанные с выбранными критериями для данного аудита;
-
мероприятия аудита;
-
наблюдения, результативность отработки которых требуется проверить в рамках проведения данного аудита.
При согласовании плана аудита у утверждающих лиц должна быть возможность добавления замечаний к каждому критерию, вопросу, мероприятию и несоответствию к оценке результативности, добавленным в план. У разработчика плана должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено).
3. Возможность загрузки на локальный ПК пользователя «твердой копии» плана аудита.
Проведение аудитов
1. Формирование журналов аудиторов:
-
Журнал должен формироваться для каждого участника группы аудиторов с возможностью фиксации свидетельств аудита (неклассифицированные факты/события) и наблюдений аудита (классифицированные факты/события – несоответствия, рекомендации, соответствия и т.д.).
-
Возможность прикрепления файлов любых расширений и размеров к фиксируемым свидетельствам и наблюдениям аудита.
-
Возможность проведения оценки результативности отработки несоответствий (добавленных к оценке результативности в рамках данного аудита) независимо каждым из аудиторов.
У руководителя группы по аудиту должна быть возможность замены аудитора на другого в случае необходимости (при этом ограничения о недопустимости привлечения аудиторов из аудируемых подразделений или не включенных в утвержденный реестр аудиторов и о необходимости привлечения аудиторов с соответствующими степенями участия должны сохраняться).
2. Выполнение мероприятий плана аудита:
-
По каждому мероприятию из плана аудита должна быть автоматически создана задача на указанного ответственного исполнителя в момент наступления даты и время планового старта выполнения мероприятия.
3. Формирование отчета об аудите:
-
Автоматическая консолидация наблюдений из всех журналов аудиторов в итоговый отчет об аудите с возможностью редактирования данного отчета руководителем группы по аудиту на этапе формирования отчета.
-
Указание итогового решения по результативности отработки несоответствий, добавленных к оценке в рамках аудита.
-
Указание итогового заключения руководителя группы по аудиту.
-
Организация процесса согласования и утверждения интерактивного отчета об аудите с возможностью добавления замечаний к каждому зафиксированному наблюдению в отчете и к итоговому заключению. У разработчика отчета должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено). По замечаниям, по которым не было достигнуто согласие между согласующими и разработчиком, должна быть возможность эскалации рассмотрения замечания на уполномоченное лицо.
-
Возможность выгрузки данного отчета в виде «твердой копии» по заранее заданной форме.
Автоматическое создание наблюдений, утвержденных в рамках отчета об аудите, в базе наблюдений и инициация процессов по отработке данных наблюдений. Быстрый переход между списком наблюдений в отчете об аудите и информации об отработке каждого из указанных наблюдений.
Организация поиска аудитов по различным критериям.
Требования к функциональному блоку работы с Наблюдениями (Несоответствия, Рекомендации, Соответствия, Сильные стороны)
Автоматизация различных жизненных циклов наблюдений в зависимости от вида наблюдения (несоответствие, рекомендация, соответствие, сильная сторона).
Автоматическое (из других подсистем Системы) и ручное создание наблюдений.
Проведение анализа несоответствия.
-
Автоматическое назначение ответственного за рассмотрение несоответствия по заранее заданным правилам, возможность делегирования.
-
Определение корневых причин возникновения несоответствия по методологии «5 Почему».
-
Связывание перекрестными ссылками анализируемого несоответствия с аналогичными несоответствиями. Автоматическая подборка предполагаемых аналогичных несоответствий.
Разработка, согласование и утверждение интерактивных планов по несоответствию:
-
Формирование плана корректирующих действий, его независимое (от плана коррекции) согласование. Возможность отказаться от проведения корректирующих действий, решение должно быть согласовано.
-
Формирование плана коррекции, его независимое (от плана корректирующих действий) согласование. Возможность отказаться от проведения коррекции, решение должно быть согласовано.
-
Возможность оставления замечаний к каждому конкретному мероприятию планов в рамках их согласования. У разработчика плана должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено).
Реализация мероприятий планов по несоответствию
-
Назначение задач по каждому мероприятию планов (для каждого мероприятия предусмотрен свой ответственный исполнитель, плановый срок выполнения и ответственный за проверку реализации).
-
Возможность формирования изменений к планам по несоответствию, изменения должны проходить согласование, к запросу на изменение должна быть возможность приложить файлы (документы), подтверждающие необходимость изменения плана.
-
Возможность прикрепления файловых свидетельств выполнения мероприятий планов по несоответствию (для сохранения в Системе должны поддерживаться любые форматы файлов) и оставления комментария исполнителя.
-
Возможность назначения ответственного за проверку каждого из мероприятий планов по несоответствию с опцией прикрепления файлов о результате проверки и оставления комментария проверяющего лица. Возможность направления мероприятия на доработку.
-
Представление истории изменений планов мероприятий по несоответствию и выполнения мероприятий в интерактивном формате.
Проведение оценки результативности отработанного несоответствия, перекрестная ссылочная связь с наблюдениями, подтверждающими результативность или нерезультативность отработки оцениваемого несоответствия. Возможность оценки результативности отработки несоответствия в рамках проведения аудита.
Разработка, согласование и утверждение интерактивного плана по рекомендации. Возможность оставления замечаний к каждому конкретному мероприятию плана в рамках их согласования. У разработчика плана должна быть возможность указания ответов на замечания (неограниченное количество) и указания статуса отработки оставленного замечания (принято, принято частично, отклонено).
Реализация мероприятий плана по рекомендации
-
Назначение задач по каждому мероприятию плана (для каждого мероприятия предусмотрен свой ответственный исполнитель, плановый срок выполнения и ответственный за проверку реализации).
-
Возможность формирования изменений к плану по рекомендации, изменения должны проходить согласование, к запросу на изменение должна быть возможность приложить файлы (документы), подтверждающие необходимость изменения плана.
-
Возможность прикрепления файловых свидетельств выполнения мероприятий плана по рекомендации (для сохранения в Системе должны поддерживаться любые форматы файлов) и оставления комментария исполнителя.
-
Возможность назначения ответственного за проверку каждого из мероприятий плана по рекомендации с опцией прикрепления файлов о результате проверки и оставления комментария проверяющего лица. Возможность направления мероприятия на доработку.
-
Представление истории изменений плана мероприятий по рекомендации и выполнения мероприятий в интерактивном формате.
Возможность пользователям осуществлять поиск наблюдений по атрибутам наблюдений и связанных с ними объектов в интерфейсе Системы с последующей выгрузкой полученной информации из Системы по заранее заданной форме.
Заключение
Таким образом, требования к автоматизации аудитов и наблюдений являются основополагающими в цифровой трансформации систем менеджмента на предприятии. Формализация данного вопроса поможет найти «правильную» информационную систему или подрядчика для разработки собственной системы с нуля.
В ближайшем будущем потребность в использовании инструментов автоматизации процедур систем менеджмента будет только увеличиваться, поэтому компаниям необходимо озаботиться об их внедрении уже сегодня. Бизнес-среда становится более сложной, более конкурентной, требования внешних регуляторов более жесткими, соответственно общая автоматизация и информационная безопасность – более востребованными. Будут расти требования и к проведению аудитов и фиксации наблюдений. Инструменты автоматизации помогут быстрого, качественного и адекватно текущим потребностям компании вести аудиты, что станет одним из конкурентных преимуществ.