Блог
Корпоративные риски и комплаенс в эпоху турбулентности. Цифровизация рисков
18.09.2025

Корпоративные_риски_и_комплаенс_в_эпоху_турбулентности_Цифровизация.png

Как новые информационные технологии помогают компаниям справляться с вызовами турбулентной бизнес-среды в части управления рисками и комплаенсом?

Современная бизнес-среда характеризуется сложностью и непредсказуемостью. Если еще недавно компании оперировали в рамках концепции VUCA: нестабильность (Volatility), неопределенность (Uncertainty), cложность (Complexity) и неоднозначность (Ambiguity), где основными вызовами были волатильность и неопределенность, то сегодня мы наблюдаем переход к новой парадигме — BANI: хрупкость (Brittle), тревожность (Anxious), нелинейность (Nonlinear) и непостижимость (Incomprehensible).

BANI-реальность представляет собой более острую и хрупкую версию VUCA. Хрупкость систем, тревожность участников рынка, нелинейность процессов и непостижимость причинно-следственных связей создают качественно новые вызовы для корпоративного управления.

В этих условиях вопросы цифровизации управления рисками и обеспечения комплаенса выходят на первый план стратегической повестки бизнеса.

Комплаенс и риск-менеджмент становятся не просто инструментами контроля, а ключевыми факторами выживания и развития организаций.

Традиционные подходы к управлению рисками уже не справляются с вызовами новой реальности, требуя переосмысления, трансформации и автоматизации существующих практик.

Сложность и многогранность проблем от макроэкономической нестабильности, геополитических сдвигов и изменения климата до изменений в законодательстве, угроз кибербезопасности и чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения заставляют нас комплексно подходить к управлению рисками, в т. ч. в рамках управления ИСМ: системы менеджмента качества, экологии, охраны труда, промышленной безопасности и др.

Компаниям по всему миру нужна новая модель управления рисками, которая позволит интегрировать оценку рисков в процесс принятия решений на всех уровнях.

Как и прежде, наибольшего внимания требуют следующие области:

  • формирование культуры управления рисками;
  • автоматизация процессов и процедур риск‑менеджмента;
  • интеграция управления рисками в процессы стратегического планирования и бюджетирования.

Автоматизация процессов управления рисками и их интеграции в корпоративное программное обеспечение повышает оперативность обработки информации о рисках и своевременность ее предоставления в полном объеме и в доступной форме всем заинтересованным лицам.

Организации с наиболее зрелой системой управления рисками реализуют процессы и процедуры управления рисками с использованием цифровых решений.

Это позволяет оперативно синхронизировать данные, документировать, оценивать и готовить отчетность, а также осуществлять мониторинг рисков в режиме реального времени.

В прошлой статье мы рассказали Вам про GRC и ИСМ, а сегодня мы хотим сказать, что такое QMS, eQMS, IRM и как эти методологии \ фреймворки реализованы в рамках КБНТИ и КИСМ.

QMS (СМК)

Система менеджмента качества (СМК) — это стратегический инструмент организации, направленный на исполнение требований и ожиданий Клиентов, улучшения результатов её деятельности и обеспечение устойчивого развития компании.

Риск-ориентированное мышление в СМК — это подход, позволяющий организации:

  • определять факторы, способные привести к отклонениям от запланированных результатов;
  • использовать предупреждающие меры для минимизации негативных последствий;
  • максимально эффективно использовать возникающие возможности.

Управление рисками включает в себя:

  • планирование и внедрение действий по работе с рисками и возможностями;
  • анализ потенциальных несоответствий и их предупреждение;
  • изучение возникающих проблем и принятие мер по их предотвращению;
  • оценку влияния неопределённостей на процессы и результаты.

Документирование и управление документацией также является ключевым элементом СМК, обеспечивающий эффективное функционирование всей системы.

ИСМ – это Интегрированная Система Менеджмента, которая, как правило, включает в себя ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 (системы менеджмента: качества, экологии, охраны труда, промышленной безопасности).

ИСМ позволяет интегрировать и комплексно подходить к рискам, которые включают в себя:

  • риски, связанные с обеспечением качества продукции/услуг, удовлетворенностью клиентов и выполнением их требований;
  • риски, связанные с экологическими аспектами;
  • риски, связанные с травматизмом, заболеваниями и безопасностью сотрудников на рабочем месте.

Это позволяет проводить комплексный анализ со стороны высшего руководства, включающий в себя анализ рисков.

Алее Софтвер реализовала в своих цифровых продуктов КБНТИ и КИСМ системный и взаимосвязанный подход по управлению и прослеживаемости жизненного цикла документации, рисков и комплаенса.

GRC (Governance, Risk and Compliance) — это подход к корпоративному управлению, рискам и комплаенс.

Цель GRC — согласовать бизнес-цели, обеспечивая, что компания действует безопасно, соблюдает все внутренние политики и внешние нормы, а также эффективно управляет рисками для достижения стратегических целей. 

В своей статье мы сравнили GRC и ИСМ, и представили видение на близость этих концепций.

Главной особенностью GRC является устаревшая модель, которая разрозненно подходит к управлению рисками.

Integrated Risk Management (IRM)

Это целостный подход к управлению всеми видами рисков в организации, при котором стратегия и процессы работают вместе для выявления, оценки, реагирования на риски и мониторинга их эффективности.

Цель IRM — обеспечить полное и единое понимание всех рисков, с которыми сталкивается компания, для принятия лучших решений, повышения производительности и защиты ценности организации.

Quality Management Software или eQMS - это класс программного обеспечения (цифровые решения) для автоматизации систем менеджмента, в т.ч. работу с рисками.

Крупные, зарубежные игроки, например, SAP, ушли с российского рынка.

Несмотря на то, что SAP GRC, SAP QM и аналогичные решения не получили широкого признания и распространения на российском рынке, тем не менее они установили ориентиры к требованиям и функциональности систем этого класса.

Алее Софтвер предлагает своим Клиентам экспертизу, опыт и стабильные решения с 1997 года развивая свои цифровые продукты КБНТИ и КИСМ, реализующие требования QMS, GRC, IRM и ИСМ.

КБНТИ является уникальным решением, позволяющее управлять внешними (ISO, ГОСТ, ГОСТ Р и др.) и внутренними (СТО, ТУ, Регламенты, Положения и др.) нормативными документами (НД), формировать и управлять процессами по работе с ними.

КИСМ - комплексный программный продукт для управления требованиями и документированной информацией в рамках создания, поддержания и развития функционирования систем менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ИСМ, GRC и IRM.

В условиях перехода от VUCA к BANI-миру компании сталкиваются с хрупкостью систем, тревожностью и непостижимостью процессов. Традиционные методы риск-менеджмента уже не обеспечивают необходимой устойчивости и прозрачности.

Цифровизация, автоматизация и интегрированные решения позволяют организациям выстраивать системное управление рисками и комплаенсом, превращая их из инструмента контроля в фактор стратегического развития и выживания бизнеса.

Узнать больше и заказать демонстрацию вы можете, написав на почту Егору Рюмину: eryumin@alee.ru